When you are neither clear nor confused, only then can you be a perfect instrument of the Divine. How would an instrument know what is going to be, and when? How can an instrument be confused, and how can an instrument be clear?
This state is called Nimit - just being an instrument of the Higher Self. Being very clear means not opening up to new possibilities; this can lead to limitations. But unlimited possibilities are open to one who is neither clear nor confused.
Your mind swings from clarity to confusion and from confusion to clarity. But the state in which there is no doership and no inertia is the most creative and progressive state.
Sharmila: Will this not lead to lethargy?
Gurudev: No. A sharp instrument does its job perfectly, effortlessly.
Sharmila: What about focus?
Gurudev: Focus is natural to a dynamic consciousness.
Confusion arises when new information flows in and clarity is lost. Then confusion again seeks clarity. Clarity constricts the possibility of new information. A confused consciousness seeks clarity and every confusion is breaking away from clarity.
If there is only confusion, there is frustration.
If there is only clarity, there is rigidity.
After giving contradictory knowledge, Krishna tells Arjuna, 'Just be an instrument.' And the prerequisite is to be madly in love. That is why in love there is neither confusion nor clarity; or there is both confusion and clarity simultaneously.
Когда у вас нет ни полной ясности, ни замешательства, только тогда вы можете быть совершенным инструментом Божественного. Как может инструмент знать, что случится и когда? Как может инструмент быть в замешательстве, и как у инструмента может быть ясность? Это состояние называется "нимит" — просто быть инструментом Высшего Я.
Быть в состоянии, когда все совершенно ясно, означает не быть открытым для новых возможностей; это может привести к ограничениям. Но неограниченные возможности открыты для того, у кого нет ни ясности, ни замешательства.
Ваш ум колеблется — от ясности к замешательству и от замешательства к ясности. Но состояние, когда нет "делания" и нет инерции — самое творческое и прогрессивное состояние.
Шармила: Не приведет ли это к апатии?
Гурудев: Нет. Острый инструмент выполняет свою работу в совершенстве, без усилий.
Шармила: А что насчет сфокусированности?
Гурудев: Сфокусированность естественна для динамичного сознания.
Замешательство возникает с притоком новой информации и потерей ясности. Тогда замешательство вновь стремится к ясности. Ясность сужает возможность получения новой информации. Сознание, пребывающее в замешательстве, ищет ясности, и каждое замешательство рассеивается ясностью.
Где есть только замешательство, там разочарование. Где есть только ясность, там закостенелость.
После того, как Кришна дал противоречивое знание, он сказал Арджуне: "Просто будь инструментом". А необходимое условие для этого — быть безумно влюбленным. Вот почему в любви нет ни замешательства, ни ясности. Или же в ней есть одновременно и замешательство, и ясность.