vāyvākāśadhātubhyāṃ vāyuḥ | āgneyaṃ pittam | ambhaḥpṛthivībhyāṃ śleṣmā |
Показать разбиение
vāyu-ākāśa-dhātu vāyu āgneya pitta ambhas-pṛthivī śleṣman
Аштанга Санграха (Aṣṭāṅgasaṅgraha), Cу 20.3
Элементами Воздуха и Эфира Вата [формируется], Огнём * — Питта, Водой и Землёй — Капха.
* Считается что Питта - не чистый Огонь, для Питты характерно также проявление первоэлемента Воды.
Сушрута выделяет не по два, а по одному качеству каждой из дош:
tatra vāyōrātmaivātmā, pittamāgnēyaṁ, ślēṣmā saumya iti ||5|| Su su 41/5
Вайу происходит от своей (воздушной) природы, Питта - от Огня, Капха - от Сомы. И в теле они несут 3 функции, поддерживая его, сходные с теми с помощью которых Луна, Солнца и Ветер поддерживают вселенную:
visargādānavikṣēpaiḥ sōmasūryānilā yathā | dhārayanti jagaddēhaṁ kaphapittānilāstathā ||8|| Su Su 21/8
Связь между маха-гунами (саттвой, раджасом и тамасом) и пятью первоэлементами (землей, водой, огонем, воздухом, эфиром) по Аюрведе:
tatra sattvabahulamākāśaṃ, rajobahulo vāyuḥ, sattvarajobahulo’agniḥ, sattvatamobahulā āpaḥ, tamobahulā pṛthivīti || ślokau cātra bhavataḥ anyonyānupraviṣṭāni sarvāṇyetāni nirdiśet sve sve dravye tu sarveṣāṃ vyaktaṃ lakṣaṇamiṣyate ||
Сушрута Самхита, Щарирастхана, 1.20-21
"Акаща махабхута (Эфир) изобилует [качествами] cаттва-махагуны, вайу (Воздух) - раджаса, агни (Огонь) - саттвы и раджаса, ап/джала (Вода) - саттвы и тамаса, притхви (Земля) - тамаса.
Поэтому любая субстанция из пяти первоэлементов будет наделена той или иной комбинацией качеств, в зависимости от преобладания первоэлементов. Другими словами, в любой субстанции, обладающей уникальным набором панчамахабхута (пяти первоэлементов), будут проявлены те или иные признаки махагун".
Связь между вкусами и первоэлементами по Аюрведе:
kṣmāmbho'gnikṣmāmbutejaḥkhavāyvagnyanilago'nilaiḥ / (1.1) dvayolbaṇaiḥ kramād bhūtair madhurādirasodbhavaḥ // (1.2)
Показать разбиение (DCS)
kṣmā-ambhas-agni-kṣmā-ambu-tejas-kha-vāyu-agni-anila-ga-anila dvaya-ulbaṇa kramāt bhūta madhura-ādi-rasa-udbhava
Аштанга-хридая-самхита, Су, 10.1
* Сушрута в отличие от Вагбхаты и Чараки считает что Кислый = Вода + Огонь, а Соленый = Огонь + Земля.
Степени проявления свойств в шести вкусах (см. также перевод Андрея Головинова):
* baddha malās - связывает мала (ведет к запорам); ** sr̥ṣṭa-viṇ-mūtra-mārutāḥ - способствует выведению кала, мочи, газов.
rasāḥ kaṭvamlalavaṇā vīryeṇoṣṇā yathottaram *** // (36.2) tiktaḥ kaṣāyo madhuras tadvad eva ca śītalāḥ / (37.1) tiktaḥ kaṭuḥ kaṣāyaś ca rūkṣā baddhamalās tathā // (37.2) paṭvamlamadhurāḥ snigdhāḥ sṛṣṭaviṇmūtramārutāḥ / (38.1) paṭoḥ kaṣāyas tasmāc ca madhuraḥ paramaṃ guruḥ // (38.2) laghur amlaḥ kaṭus tasmāt tasmād api ca tiktakaḥ / (39.1)
Аштанга-хридая-самхита, Су, 10 (“О различении вкусов”)
*** // यथोत्तर (yathottara) = adj. following in regular order (в порядке возрастания).
В таблице приводятся характеристики веществ (субстанций), состоящих преимущественно из какого-либо одного первоэлемента:
* sara (мобильность/подвижность) - сама по себе Вода не движется, но способна к быстрому передвижению, неустойчивая, гибкая, характеризуется маневренностью. Движению способствует элемент Воздуха.
**vyavāyī (проникающий) - качество, благодаря которому вещество проникает по всему телу перед тем, как переваривается; возникает благодаря активности Воздуха и Эфира // см. Аюрведический словарь терминов "Распространяется сначала по всему телу, только затем подвергается перевариванию. Такое действие имеют алкоголь, яды и т.д." // В. Дружинин, АХС, Кн1
Все что создано Природой (такие вещества называют дравья) может принести пользу (если умело применяется):
sauṣiryalāghavakaraṃ jagaty evam anauṣadham / (10.1) na kiṃcid vidyate dravyaṃ vaśān nānārthayogayoḥ // (10.2)
sauṣirya-lāghava-kara jagant evam anauṣadha na kaścit vid dravya vaśa nānā-artha-yoga
Нет ничего в этой Вселенной, что не имеет исцеляющего воздействия, ничего, что не может быть использовано для многих целей и множеством способов. // Перевод М. Момота, Ю. Сорокиной
Аштанга-хридая-самхита, Су, 9.10