Религии

Из книги: Френсис Готье. Гуру радости. Шри Шри Рави Шанкар и Искусство Жизни.
// Москва «Искусство Жизни». 2011.

В религии есть три аспекта: ценности, ритуалы и символы. Моральные и духовные ценности одинаковы во всех традициях. Религии различаются между собой символами и практиками, теми ритуалами и обычаями, которые составляют образ жизни внутри каждой религии и придают им своеобразное очарование. Символы и практики подобны банановой кожуре, а духовные ценности — поиск истины и знания глубоко внутри нас того, что мы являемся частью Божественного — это мякоть банана. Во всех традициях люди отбросили мякоть банана и держаться за кожуру.

Различия между ценностями, ритуалами и символами сложились ещё в древности. На санскрите есть термин «смрити» («smriti»), которым называют обычаи, соответствующие определённому времени и месту, или то, что ограничено по времени. Санскритский термин «шрути» («shruti») относится к ценностям, не подвластным времени. И правильный порядок вещей таков, что временное вторично по отношению к тому, что неподвластно времени или вечно. Если религиозные концепции ставятся выше общечеловеческих ценностей, то это создаёт хаос. Сегодня мы видим, что во всех традициях естественный порядок нарушен. Люди стремятся придерживаться того, что ограничено по времени. Они выбирают символы и обычаи, которые обеспечивают им индивидуальную идентичность, а не общечеловеческие ценности. Тогда расцветает фанатизм и приходится защищать свои различия.

Сегодня можно наблюдать, как по всему миру ведутся войны во имя религии. Если бы мы смогли сосредоточиться на ценностях, на более великой истине, которую олицетворяют символы, то в мире разрешилось бы большинство конфликтов.

В разных религиях символы отличаются друг от друга, потому что в них учитываются такие относительные факторы, как местоположение, окружающая среда и время. Звезда и полумесяц на исламском флаге были выбраны людьми, живущими в пустыне, где наступление вечера даёт приятное облегчение от палящего дневного зноя. Солнце стало религиозным символом Японии и Тибета, потому что оно даёт приятное тепло и чувство возвышенности. Символы относительны, их предназначение вести нас к тому, что превосходит их, к сути религии. Нам нужно постичь более глубокие ценности, а не останавливаться на очевидных различиях.

Обычаи тоже ограничены по времени: как нужно одеваться, какие носить имена, что можно есть, сколько можно иметь жён, как нужно наказывать человека за провинность. Во всех традициях можно найти подобные обычаи, которые имели смысл в то время, когда они вводились, но сегодня они уже не служат своей цели. Согласно Корану, вору отрубают руку. Было время, когда христианин, желая стать на религиозный путь, должен был дать обет бедности. Приверженцам джайнизма не разрешалось дотрагиваться до денег. Проблема решалась так: при них постоянно находился кто-то, носивший их деньги. Иудеи не могли работать по субботам. Для тех, кто сегодня соблюдает все эти правила, это означало бы совсем «не включать свет».

Фанатизм расцветает, когда религиозные концепции ставятся выше общечеловеческих ценностей. Возвращаясь к основным ценностям, мы видим, что большую часть страданий, переносимых в мире во имя религии, можно избежать. Такое понимание ценностей не требует взывания к чувству вины и страха. Вину и страх можно найти в истории всех религий, но сегодня они не нужны. В настоящее время нам необходимо больше внимания уделять любви и пониманию.

К непреходящим ценностям относятся глубокая забота обо всех проявлениях жизни, ответственное отношение к планете, ненасилие, сострадание и любовь, дружелюбие и сотрудничество, щедрость и способность делиться, целостность, честность, искренность, умеренность в активности, служение, приверженность своему делу и энтузиазм. Эти ценности являются основой социального порядка, справедливости и прогресса. Общечеловеческие ценности представляют собой социальные и этнические нормы, общие для всех культур и обществ, а также религий.

Они являются показателями социального прогресса и духовного роста.

В основе религиозного фанатизма, развившегося в мире, лежит отсутствие понимания других религий. Обстоятельное изучение различных религий будет способствовать развитию более широкого мировоззрения и пониманию того, что один высший, заботливый разум по-разному проявляет себя различным людям в различное время. Фанатизм привлекает людей, не чувствующих себя в безопасности. Более широкое мировосприятие рождает чувство принадлежности, и в то же время даёт возможность людям оставаться верным своим традициям.

В мире существует десять основных религий: шесть пришло с Дальнего Востока, и четыре — с Ближнего Востока. На Дальнем Востоке самой древней религией является индуизм. Затем следуют буддизм, джайнизм, даосизм, синтоизм и сикхизм. На Ближнем Востоке раньше всех появился зороастризм, а затем пришли иудаизм, христианство и ислам. Три религии Ближнего Востока основаны на Ветхом Завете: ислам, иудаизм и христианство. Синтоизм и даосизм на Дальнем Востоке имеют совершенно разные источники, а буддизм, джайнизм и сикхизм уходят корнями в индуизм.

Дальневосточные религии, имеющие разные корни, мирно сосуществуют. Ближневосточные религии, вышедшие из одного источника, постоянно конфликтуют. Шесть религий с Дальнего Востока мирно сосуществовали и смешивались на протяжении веков. Буддизм и даосизм настолько приняли друг друга, что в даосских храмах можно встретить статуи Будды. Индуизм воспринял идеи джайнизма и буддизма. Ближневосточные религии, напротив, всегда воевали друг с другом. Братья, живущие в одном доме, дерутся, в то время как друзья живут в полном согласии. Когда я был в Японии, я встретил несколько проповедников синто и буддистских монахов. Они рассказали забавную историю своего путешествия с Президентом Соединённых Штатов Америки Бушем. Он спросил проповедника синто, сколько в Японии живёт приверженцев синтоизма. Тот ответил: «Восемьдесят процентов». Затем он спросил буддистского монаха о буддистах, и он тоже сказал: «Восемьдесят процентов». Президент Буш воскликнул: «Как это может быть?» Они ответили: «Всё возможно! Буддисты посещают буддистские и синтоистские храмы, и синтоисты также ходят в храмы обеих религий». Эта история служит хорошим примером того, как различные культуры могут сохранять свою индивидуальность, и в то же время взаимодействовать друг с другом. Подобные примеры можно также встретить и в Индии. В одной семье могут быть джайны, индуисты и сикхи. Отдельные члены семьи могут свободно выбирать то проявление Божественного, которое им больше нравится. Совсем необязательно, что они должны следовать вероисповеданию своего отца или матери. Мирное сосуществование возможно, когда мы на первое место ставим ценности, а символы и обычаи — на второе. Порой возникают неожиданные взаимосвязи религий.

Если мы рассмотрим обычаи в индуизме и христианстве, то увидим, что христианство — это своего рода мостик между восточным индуизмом и иудаизмом. Многие римско-католические обычаи встречаются в индуизме, но их нет в иудаизме, источнике христианства. Один из примеров — чётки. Чётки под названием «джапамала» являются частью индуизма, буддизма, сикхизма и джайнизма. Католики используют чётки для молитв, а в иудаизме они отсутствуют. Другим примером может служить использование ароматических палочек. Этой древней традиции следуют в индуизме, буддизме, синтоизме, даосизме, а также в католической церкви. Есть и другие взаимосвязи: колокола, поклонение женскому аспекту Бога, наличие многочисленных алтарей и икон, как в индуистских храмах, так и в католических церквях, использование пищи в ритуалах, посыпание лба пеплом, хранение святой воды в церквях и храмам и так далее.

Христианство является связующим звеном между восточной и западной традицией. Если мы ощущаем конфликт между нашей религией и другими религиями, то, может быть, это происходит, когда мы защищаем не то, что следует. Если я говорю: «Будда — великий», — не просто потому, что он такой, а потому что я — буддист, потому что моё личное эго отождествляет себя с величием Будды, то возникает конфликт. Отождествление эго с традицией, которой следуешь, мешает ценить другие традиции. Это приводит к мысли типа: «Мой Бог лучше твоего Бога». Людям очень хочется себя отождествлять, необходимость быть «кем-то» является частью нашей человеческой природы. Люди готовы убить, чтобы сохранить свои собственные отождествления. Это можно наблюдать на примере детских банд в США. Они готовы убить, чтобы сохранить отождествление и чувство принадлежности, которое они получают от участия в банде. Нам нужно понять, что наше высшее отождествление не связано с вероисповеданием, национальностью, полом, культурой, профессией или принадлежностью к группе. Прежде всего, мы — часть Божественного, и, во вторую очередь, мы человеческие существа и члены общей человеческой семьи. Такое отождествление сможет избавить будущие поколения от религиозного фанатизма.

В священных писаниях всех традиций есть определённые тексты, неправильная или узкая интерпретация которых приводит к непониманию и проблемам. В Евангелие христиан Иисус говорит: «Я есть единственный путь. Никто не придёт к Отцу, кроме как через Меня». Это изречение широко используется христианами в значении, что никто не может попасть в царство небесное, не веря во Христа. Но и Кришна, и Будда тоже утверждали: «Приди ко мне, и только ко мне. Я есть единственный путь». Как же понимать это кажущееся противоречие, учитывая тот факт, что основатели трёх основных традиций заявляли, что каждый из них — это единственный путь? Нужно вернуться назад и посмотреть на эти утверждения под другим углом. Есть один вечный и всемогущий Бог, и он не может быть ограничен теми способами, какими Его истина выражалась на протяжении веков. Единое Сознание, сотворившее мир, обладает огромным разумом и заботится о мире. Оно приносит то, что нужно, и в нужное время. Разве можно подумать, что Бог не был всё время и для всех людей? Можем ли мы так ограничивать возможности и милосердие Бога? На утверждение «Я есть единственный путь» стоит посмотреть по-другому: Иисус, Кришна и Будда говорили о том, что к абстрактному нельзя приблизиться напрямую, а только через личность. Учитель, просветлённый, приходит, чтобы стать для вас мостиком, через который вы можете перейти от видимого и известного к невидимому и неизвестному, от изменчивого и непостоянного к непреходящему.

Есть только один вечный и всемогущий Бог, не ограниченный в том, как выражаются его истины. Выражение «Я есть единственный путь» также означает сосредоточенность внимания. В любой религии есть слова, которые ведут к сосредоточенности. Иисус сказал: «Те, кто были до меня — грабители и воры». Он имел в виду: «Вы думаете о пророках, которые были до меня, игнорируя то, что есть сейчас». Пророки воруют ваши умы и внимание. Я здесь и сейчас. Идите ко мне, и только ко мне. Не смотрите больше ни на что. Кришна тоже говорил об этом: «Смотрите только сюда. Я — единственный». А Будда сказал: «Я — прошлое, настоящее и будущее. Каждый век я прихожу снова и снова». Вечный Сын Божий приходил больше одного раза — Он проявлялся много раз. Благодаря необычайному великодушию гуру, он возвращался вновь и вновь, принося мудрость из века в век. В разных религиях есть много выражений, противоречащих друг другу, и даже в рамках одной религии можно найти писания, противоречащие друг другу. Например, Иисус описывается как единственный Сын Божий, но в наставлениях своим последователям говорит: «Отец наш Небесный». Речь идёт об одном сыне или о множестве сыновей? В этом надо разобраться.

«Я есть единственный путь» означает, что учитель приходит, чтобы стать тем мостиком, с помощью которого мы можем перейти от известного к неизвестному. Нам говорят, что нужно быть терпимыми к другим религиям, но я говорю, что не нужно относиться терпимо. Терпимость означает, что вам что-то не нравится, но вы с этим смиряетесь. Лучше было бы назвать это уважением. Уважительное отношение — есть Божественное качество. Если вас кто-то уважает, это говорит о его великодушии, а не о ваших добродетелях. Когда вы уважаете других, это признак вашего величия. То, насколько вы уважаете других, говорит о вашей собственной ценности. Когда мы находим во всех религиях нечто общее, появляется уважение. Тогда мы можем мирно сосуществовать и создавать гармоничное окружение. Все основные традиции внесли свой вклад в мудрость. Послания о любви и служении в христианстве не имеют себе равных. Идеи буддизма о медитации и бесстрастном наблюдении непостижимы. Знания ведической традиции о вселенной, о высшем Я и жизни беспримерны. Теория кармы в джайнизме несравнима ни с чем. Необязательно относиться к одной традиции лучше, чем к другой. Все религии мира принадлежат всем людям.

В разное время Божественное давало знание в различных частях света. Каждый из нас принадлежит Божественному и может относиться ко всему, что дало ему Божественное, как к своему собственному.

Каждая традиция внесла свой вклад в общий кладезь мудрости. Почитайте священные писания любой традиции и посмотрите на них под другим углом. Они все приводят вас к основным общечеловеческим ценностям: любви, состраданию и радости. Вы не найдёте ни одной религии, которая бы не отстаивала истину, мир, служение, сострадание и не заботилась бы о жизни.

Френсис Готье - фото книги Гуру радости. Шри Шри Рави Шанкар и Искусство Жизни.