Типы Огня пищеварения

Типы Огня пищеварения (Агни/метаболизма) - Аюрведа

Чарака-самхита о важности Огня пищеварения (Агни):

"Долголетие, внешний вид, сила, здоровье, энтузиазм и упитанность, сияние, оджас, жар тела, [все телесные] огни и жизнь названы укорененными в телесном огне пищеварения.
При угасании огня [живое существо] умирает, при уравновешенном – живет долго без болезней, при пораженном – становится больным, оттого огонь пищеварения считается главной причиной [всего вышеназванного]."

Перевод: Владимир Дружинин

Зависимость Огня пищеварения от состояния дош

Различают четыре типа Огня пищеварения (метаболизма) по Аюрведе:

  • непостоянный (viṣama);
  • избыточный * (tīkṣṇa);
  • слабый/замедленный (manda);
  • ровный (sama).

Тип Агни зависит от состояния дош (Аштанга-хридая-самхита, Су, 1.8b):

tair bhaved viṣamas tīkṣṇo mandaś cāgniḥ samaiḥ samaḥ // (8.2)

[Под действием] этих [дош] огонь пищеварения может становиться [либо] непостоянным, [либо] избыточным, [либо] замедленным. [Под действием] же уравновешенных [дош] – ровным.

Перевод: Владимир Дружинин [1]

Если доши в равновесии, то Огонь пищеварения ровный (sama). Если какие-либо доши в избытке, то Агни искажается:

Какие доши в избытке Огонь пищеварения
Вата непостоянный (viṣama)
Питта избыточный (tīkṣṇa)
Капха слабый (manda)
Вата + Питта избыточный (tīkṣṇa)
Вата + Капха слабый (manda)
Питта + Капха может быть избыточным,
а может быть слабым
(tīkṣṇa или manda)

Искажение Огня пищеварения ведет к дисбалансу дош и к болезням, поэтому важно поддерживать Огонь пищеварения ровным (sama).

Описание типов Огня пищеварения

// Сушрута-самхита 1.35, перевод Владимир Дружинин [1]:

1. Вишама-агни (непостоянный)

yaḥ kadācit samyak pacati kadācid ādhmāna-śūla-udāvarta-atisāra-jaṭhara-gaurava-antrakūjana-pravāhaṇāni kṛtvā sa viṣamaḥ || Su, 1.35.24.3

Агни, который иногда полностью переваривает пищу, а иногда вызывает вздутие живота (ādhmāna), колики (śūla), запор [или движение в обратном направлении] (udāvarta), понос (atisāra), тяжесть (gaurava) или урчание (antrakūjana) в животе (jaṭhara), называется вишама (viṣama).

2. Тикшна-агни (избыточный)

yaḥ prabhūtam apyupayuktam annamāśu pacati sa tīkṣṇaḥ

Огонь, который быстро переваривает даже большое количество пищи, называется тикшна (tīkṣṇa).

sa evābhivardhamāno 'tyagnirityābhāṣyate sa muhurmuhuḥ prabhūtam apyupayuktam annam āśutaraṃ pacati pākānte ca gala-tālu-oṣṭha-śoṣa-dāha-saṃtāpāñjanayati || Su, 1.35.24.3

Усиление такого огня пищеварение называется атйагни. Он вновь и вновь переваривает большое количество пищи за очень малое время. Это приводит к ощущению жара в горле (gala), в области неба (tālu) и губ (oṣṭha), к похуданию (śoṣa - дословно: высыханию, увяданию), жжению в теле (dāha) и повышению температуры (saṃtāpa-janaya).

* Примечание. Тикшна-агни - не обязательно связан с избытком Питты - он может быть из-за избытка Ваты (дисбаланса Самана-вайю, подвида Ваты). Вата доша - она йога-вахи - перенимает качества того с чем соединяется и усиливает их. Соединяясь с жаром действует как жар, соединяясь с холодом действует как холод.

Как ветер раздувает лесной пожар, подобно этому ветер (Вата) может раздувать этот Огонь пищеварения, что может приводить к “обжиганию” ЖКТ и, например, язвам. Хотя при этом Питта-доша может и не быть сильно увеличена. Убрав изначальную причину, то есть сбалансировав Вата-дошу (Самана-вайю), можно сбалансировать выделение пищеварительных секретов и сам процесс переваривания пищи.

3. Манда-агни (слабый или замедленный)

yastv-alpam apyupa-yuktam udara-śiro-gaurava-kāsa-śvāsa-praseka-cchardi-gātra-sadanāni kṛtvā mahatā kālena pacati sa mandaḥ || Su, 1.35.24.3

Тот агни, который переваривает пищу в течение длительного периода времени при приеме даже небольшого ее количества и вызывает тяжесть (gaurava) в животе (udara) и голове (śiras), кашель (kāsa), затруднение дыхания (śvāsa), слюнотечение (praseka), рвоту/тошноту (cchardi) и тяжесть в теле (gātra-sadana), называется манда-агни (manda).

Если Вата соединяется с Капхой, то Огонь также будет замедленный.

4. Сама-агни (ровный)

yo yathākālam upayuktamannaṃ samyak pacati sa samaḥ samair doṣaiḥ

Огонь пищеварения, который формируется равновесными дошами и переваривает принятую пищу полностью за должное время, называется сама (sama).

Примечание: у Бхавапракаши упоминается что нормальным считается двухразовый прием пищи в день, при этом интервал между приемами должен быть не менее 3-х и не более 6-ти часов (если менее 3-х часов, то новая пища помешает перевариванию предыдущей, а если перерыв более 6-ти часов, то теряется сила).


Как возникают разные типы Агни

Аштанга-хридая-самхита, Ша, 3.74:

samaḥ samāne sthānasthe viṣamo 'gnir vimārgage / (73.1)
pittābhimūrchite tīkṣṇo mando 'smin kaphapīḍite // (73.2)

Огонь пищеварения считается сама, когда самана-вата находится в природном состоянии и правильном месте; он становится вишама, когда самана-вата покидает естественное положение и устремляется в другое место; он называется тикшна, когда самана-вата смешивается с избытком питта-доша; он становится манда при смешивании самана-вата с избытком капха-доши.

Перевод: Владимир Дружинин [1]

Чтобы лучше понять как сбалансировать Самана-вату, приведем ее описание (из семинара Владимира Дружинина "Доша-бхеда-вигьяна"):

Самана-вата

1. Где локализуется:
  • вблизи Огня пищеварения;
  • повсюду в пищеварительном тракте, даже в толстом кишечнике действует пищеварительный Огонь (продолжается переваривание, метаболизм).
2. Действия:
  • задержание пищи чтобы могла правильно перевариться;
  • возжигает огонь пищеварения, переваривает, разделяет на суть и отходы, которые затем выводит.
3. Причины дисбаланса:
  • несварение;
  • нерегулярный прием пищи;
  • чрезмерно холодная пища;
  • смешивание антагонистичных (несовместимых) продуктов;
  • сон и бодрствование в неположенное время.
4. Как проявляется:
  • колики (кишечными коликами называют боли в животе, связанные с повышенным газообразованием);
  • гулма-образования в брюшной полости;
  • грахани-расстройства (нарушения всасывания);
  • движение в обратном направлении;
  • вздутие живота, несварение.

Применение этих знаний на практике

Для здоровья важно поддерживать Огонь пищеварения ровным (sama-agni). В силу разных причин доши постоянно меняются, поэтому на практике важно вовремя заметить увеличение какой-дибо доши и, пока она еще не сильно увеличилась, применить меры по ее балансированию на ранней стадии (то есть стадии накопления или caya). Рассмотрим общие рекомендации по выравниванию Агни на ранних стадиях дисбаланса дош.

1. Если Огонь пищеварения непостоянный

Непостоянный или вишама-агни возникает из-за избытка Вата доши - соответственно для его уравновешивания необходимо балансировать Вата дошу:

  • придерживаться режима: спать в должное время и в нужном количестве (бодрствование ночью и недосыпание сильно увеличивают Вату; избыток сна увеличивает Вату косвенно), соблюдать регулярность в приеме пищи;
  • вести размеренный, спокойный образ жизни;
  • принимать подходящие для успокоения Ваты продукты. Лучшим успокаивающим средством для Ваты являются растительные масла (как для наружного, так и для внутреннего применения), в первую очередь кунжутное - оно тяжелое, согревающее, сладкое (уменьшает Вату и Капху, но увеличивает Питту).

Если избыток Ваты связан с истощением, то следует избегать голодания. Сдерживание голода (kṣudh) приводит к угасанию Огня пищеварения и потере аппетита. Несмотря на то, что пост полезен, для людей Вата-конституции не рекомендуется это делать часто и длительно воздерживаться от пищи. Рекомендуемый интервал между приемами пищи от 3 до 6 часов.

В случае жидкого стула и нарушения всасывания (например, при синдроме раздраженного кишечника) в общем случае рекомендуются продукты обладающие качеством grāhī (грахи), которые способствуют лучшей обратной абсорбции воды в толстом кишечнике и формированию стула. Этим действием, например, обладают имбирь, кумин, гранат, сыворотка, йогурт, кориандр, мускатный орех и др.

От вздутия живота и метеоризма (ādhmāna) помогают кумин, аджван, имбирь, гвоздика, касторовое масло и др. (см. также про несварение по типу Ваты).

2. Если избыточный Огонь пищеварения

Избыточный или тикшна-агни возникает от избытка Питта доши или от совместного избытка Ваты и Питты.

Если причиной избыточного Агни является увеличения Питта доши, то следует балансировать Питту и выбирать продукты по успокоению Питта доши.

При совместном избытке Ваты и Питты необходимо понять увеличение какой доши первично. Если первопричиной является увеличение Вата доши (дисбаланс Самана-ваты), то в первую очередь необходимо убрать причины дисбаланса Самана-ваты (см. выше). В пищу следует употреблять продукты балансирующие Вату и при этом не повышающие Питту. В общем случае при дисбалансе двух дош Вата + Питта за основу берется режим для лета (АХС Су.3, "Ритучарья").

При резком, агрессивном Огне пищеварения (tīkṣṇa-agni) важно избегать переедания, которое часто случается при таком типе Агни! Для этого не следует чрезмерно употреблять стимулирующую пищу: острую, кислую, соленую, очень горячую по температуре и с горячим эффектом после переваривания, резкую, чрезмерно легкую. Пища рекомендуется в меру тяжелая, мягкая и питательная, которая дает долгое насыщение (sthira).

Из комментария Ади Шанкарачарьи к Б.Г.17.8: * sthirāḥ cirakālasthāyinaḥ dehe = длительное время (cirakālam) пребывающая (sthāyin) в теле (deha).

Примером такой пищи может быть свежеприготовленные зерновые с маслом, например: красный рис с маслом гхи. Процесс переваривания такой пищи будет плавным - масло замедляет переваривание риса и не приводит к резкому увеличению сахара в крови. Примечание: топленое коровье масло (гхи) - лучшее средство по успокоению Питты (оно тяжелое, мягкое, медленное, охлаждающее).

Пример не подходящей пищи при тикшна-агни - это продукты, вызывающие резкие колебания сахара в крови: "Эти колебания провоцируются кратковременным и интенсивным поглощением сладких продуктов, свойственным современным людям (фастфуд, газированные напитки, конфеты). За короткое время такого «перекуса» уровень сахара в крови увеличивается в 2—3 раза. Организм расценивает это как крайне опасную ситуацию и начинает быстро переводить сахар в жир, избавляясь от избытков сахара. В результате уровень сахара резко снижается, что провоцирует мозг на мощный сигнал голода — снижение сахара в крови — потенциальная угроза для жизни."

3. Слабый Огонь пищеварения (manda-agni)

Слабый Огонь пищеварения может быть из-за избытка Капхи или совместного избытка Ваты и Капхи.

При избытке Капха доши в общем случае рекомедуется пост и разумная физическая нагрузка (вьяяма), питание по Капха-типу. Лучшим успокаивающим продуктом для Капхи является старый мёд (то есть уже засахарившийся, лучше выдержкой от 1 года).

Для увеличения Огня пищеварения полезно добавлять средства, стимулирующие Агни:

  • dīpana - продукты стимулирующие огонь пищеварения, например: гранат, лимон, морковь, имбирь, кумин, молочная сыворотка и др.
  • pācana - специи, способствующие правильному перевариванию и усвоению пищи и освобождению кишечника и тканей от амы, например: лимон, аджван, имбирь, кумин, кориандр, цикорий и др.

Особое внимание при слабом Огне пищеварения стоит уделить питью! Пить много воды не рекомендуется, так как избыток жидкости будет гасить Агни. Вода принимается строго при возникновении жажды, в небольшом количестве (только чтобы утолить жажду). Пить воду в конце приема пищи не рекомендуется. Для улучшения Огня пищеварения показана горячая вода и заваривание в ней [сухого] имбиря и подобных специй, усиливающих пищеварение.

Слабый Огонь пищеварения может быть также из-за совместного избытка Ваты и Капхи. Касательно успокоения одновременного увеличения дош применяются рекомендации из раздела "Ритучарья". Так при одновременном увеличении Капхи и Ваты за основу берется режим для весны.

При совместном увеличении Ваты и Капхи важно понять, увеличение какой доши первично:

1) Так, избыток Капхи вызывает обструкцию каналов, что ведет к избытку Вата доши: первичным является увеличение Кахпи, а вторичным увеличение Ваты (из-за обсутрукции каналов - блокировка избыточной Капхой). Тогда общий подход к балансированию дош - понижать Капху, повышать Питту. Вата - она йога-вахи (принимает качества доминирующей доши) - в этом случае Вата сама в норму придет при устранении первопричины.

2) Если первопричиной является избыток Ваты, например, из-за истощения тканей, то для балансирования Агни необходимо устранить причины, вызывающие избыток Ваты (наладить режим, сон и др. - см. выше). Пища в этом случае должна быть успокаивающей Вату, но при этом не сильно увеличивающей Капху. Так как Огонь слабый, то пища должна быть легкоперевариваемой. Пост, сильные физические нагрузки, пребывание на ветру, сухой массаж тела в этом случае не показаны, хотя они будут очень полезны для первого случая (когда первичным является увеличение Капхи).

Ухудшение Агни может быть вызвано Амой. Наличие Амы подавляет Агни. Для сжигания Амы, как и избытка Капхи показан пост (по мере сил). Для избавления от Амы и укрепления Огня пищеварения существуют постепенные поэтапные диеты (см. статью "Диеты в Аюрведе: при Аме, лихорадке и после панчакармы"). Для разжигания Агни и улучшения переваривания пищи применяются dīpana- и pācana-средства (см. выше).

В случае дисбаланса Питта + Капха если принимается пища увеличивающая Питту, то Агни становится резким (тикшна), а если принимается пища, увеличивающая Капху, то Агни становится вялым(манда). Для балансирования одновременного увеличения дош Питта + Капха за основу берется режим для осени (сезон Шарад - у нас это "бабье лето", АХС Су.3, "Ритучарья").


При сильном увеличение доши могут выходить за пределы своей нормальной локализации (состояние prakopa). Лучше не допускать этого, так как в этом случае более сложно привести их в равновесие (тема "Балансирование дош" представлена в главе 13 Аштанга-хридая-самхита).


Ссылки по теме: