Время приема пищи (āhāra kāla)

Золотое правило здорового питания:

jīrṇe hitaṃ mitaṃ ca adyāt // АХС Су, 2.19
- предыдущая пища переварена (jīrṇa),
- пища подходит [по конституции, сезону и т.п. - балансирует доши] (hitam),
- принимается в правильном количестве (mitam).

Основным критерем что пора поесть служит физический голод. Следует отличать физический голод (kṣut), когда тело просит пищу, от желаний ума съесть что-нибудь вкусненькое, когда аппетит (ruci) возбуждается, например, при виде вкусной еды.

Предыдущая пища должна быть переварена (jīrṇe)! Лучшее время для приема пищи определется не по часам, а по состоянию тела и ума. Рассмотрим подробнее по каким признакам можно определить это состояние.

// Памятка на базе текста Аштанга-хридая-самхита, с опорой на перевод Андрея Юрьевича Головинова (лекции за 2011, файл 04, 13:00).

Аштанга-хридая-самхита, Су, 8:

prasṛṣṭe viṇmūtre hṛdi suvimale doṣe svapathage / (55.2)
viśuddhe codgāre kṣudupagamane vāte 'nusarati / (55.3)
tathāgnāv udrikte viśadakaraṇe dehe ca sulaghau // (55.4)
prayuñjītāhāraṃ vidhiniyamitaṃ kālaḥ sa hi mataḥ // (56.1)

Признаки/условия (vidhi-niyam) подходящего (prayuj) времени (kāla) приема пищи (āhāra):

  • кишечник и мочевой пузырь освобождены (prasṛṣṭa) от стула и мочи (viṇmūtra) [если есть позывы к дефекации или мочеиспусканию];
  • желудок/ум (hṛd) чисты, то есть ум свободен от негатива/стресса, а желудок пустой - предыдущая пища перевариалсь и покинула его (suvimala);
  • доши (doṣa) движутся естественно (sva-patha-ga);
  • отрыжка (udgāra) [если есть] чистая (viśudh) (без какого-либо вкуса или запаха; во рту нет привкуса);
  • голод (kṣudh) подходит * (upagamana);
  • вздутия/газы [в животе] (vāta) прошли (anusṛ) [если были];
  • тогда (tathā) огонь/метаболизм (agni) силен (udric);
  • восприятие ясное (viśada-karaṇa) - тут подразумевается, что органы чувств чисты;
  • в теле (deha) легкость (su-laghu).

Признаки что пища переварилась по Аштанга-санграхе (AS.Sū.11.45):

udgāraśuddhirutsāho vegotsargo yathocitaḥ |
laghutā kṣutpipāsa ca jīrṇāhārasya lakṣaṇam ||

  • отрыжка (udgāra) чистая (śuddhi) без какого-либо вкуса или запаха; во рту нет привкуса;
  • энтузиазм (utsāha);
  • естественные позывы (выход газов, испражнение, мочеиспускание, чихание и т.п.) (vega) завершены (utsarga);
  • в теле легкость (laghutā);
  • голод (kṣut) и жажда (pipāsa).
Если принимать пищу не дождавшись этих признаков (когда предыдущая пища еще не переварилась), то вновь принятая пища помешает процессу переваривания и приведет к образованию Амы, которая, поступая в тело, накапливается в нем и соединяясь с дошами приводит к различным заболеваниям.

* ГОЛОД - естественная потребность, которую не следует сдерживать. Нужно именно дождаться прихода голода и подгадать, чтобы к этому моменту пища была уже приготовлена.

Что будет если сдерживать голод?

Аштанга-хридая-самхита, Су, 4:

aṅgabhaṅgāruciglānikārśyaśūlabhramāḥ kṣudhaḥ // (11.2)
aṅga-bhaṅga-aruci-glāni-kārśya-śūla-bhrama kṣudh
tatra yojyaṃ laghu snigdham uṣṇam alpaṃ ca bhojanam / (12.1)
tatra yuj laghu snigdha uṣṇa alpa ca bhojana

[Подавление] голода (kṣudh) приводит к резким/разрывающим болям в теле/конечностях (aṅga-bhaṅga), потере аппетита (aruci), слабости, ментальной подавленности (glāni), истощению (kārśya), спастическим болям (śūla), головокружениям (bhrama).

В этом случае (tatra) подходит (yuj) легкая (laghu), маслянистая (snigdha), горячая (uṣṇa) и в небольшом количестве (alpa) пища (bhojana).


Ссылки по теме: